Отзыв на аудиотур «Дело Менделя Бейлиса»
03 Янв 2017
Когда я приглашал кого-то сходить со мной на аудиотур мне отвечали что это нудно.
Аудиотур
Действительно — «дают тебе наушники и ты ходишь туда сюда и слушаешь уже даже не живую бабушку» как это происходит в музеи. И конечно так не очень весело. Это контекст использования этого слова — аудиотур. И я даже помню видел несколько стартапов, которые занимались отцифровкой таких бабушек.
Но технологии дошли дальше и возникает этот момент, что у нас есть возможность не просто играть запись от начала до конца, а делать это порциями. Самое простое — по QR коду, когда надо подносить камеру телефона к меткам возле экспоната.
В Киеве, например, есть таблички на памятниках, которые появились то ли к евро футболу, то ли еще к чему-то, но сейчас они ведут на неработающий сайт и похоже их задумка как раз была в том, чтоб добавить медиаконтент к городу.
Кроме того, запись голоса можно играть интерактивно — например, через GPS координаты, когда человек подходит к месту. Или пользователь может сам нажимать кнопки с названиями объектов и слушать о них описания (использовал такое во Львове).
Креатив
Год тому, разные знакомые, вернувшиеся из Москвы, мне рассказывали о дивной штуке, которую там запустили — то ли аудиотуре, то ли спектакле, то ли квесте.
И вот тогда я понял, что эту технологию голоса в наушниках можно использовать еще более творческим способом. Проект назывался и называется Спектакль путешествие Ремоут Москоу. Я начал гуглит и нашел презентацию человека, который его создал. Есть такой же и Ремоут Питер (газета.ру).
И в видео тот человек (Федор Елютин) рассказывает что это франшиза. Есть ряд требований которые надо выполнить, чтобы купить права на перевод и использование основных находок немцев Штефана Кэйги, Хельгарда Хауга и Даниэля Ветцеля, группы Римини Протокол (страница проекта на их сайте). Они занимаются документальным театром и позиционируют это как спектакль.
«Remote» в данном случае означает «на дистанционном управлении», а «икс» – любой город.
С сайта основные идеи о Remote X:
- незнакомые люди становятся группой благодаря тому, что одновременно слышат один и тот же голос и его команды через радио наушники.
- голос лишен эмоциональной окраски и похож на объявления в навигаторах и аэропорту.
- для подложки используется специальным образом записанные звуки среды, которые превращаются в эмбиент саундтрек «как будто вы в кино».
- группа проходит ряд локаций, в которых голос старается драматизировать какой то опыт. Например, всё начинается с кладбища, где просят рассматривать могилы.
Киев
Понятно, что мне было интересно тоже пережить это, но каким способом не понятно — ехать в Мск я не собирался. Думал кто может поднять этот проект тут, ведь нужны большие вложения — и так и не придумал. Поэтому забыл.
Но кто-то не забыл. «Свято место пусто не бува». Возник проект Аудіотур «Справа Менделя Бейліса / The Matter of Mendel Beilis» (фейсбук паблик) созданный драматургом Димой Левицким (личный сайт) и художником Петром Армяновский (личный сайт) и композитором Джонатаном Джорджом Фокс (личный сайт).
Само действо использует некоторые наработки, о которых мне рассказывали и что я видел на видео-трейлере проекта РемоутХ для того, чтобы рассказать историю о киевском судебном разбирательстве 1911-1913 годов, когда еврей Мендель Бейлис был арестован по подозрению в ритуальном убийстве мальчика Андрея Ющинского. И это было дело мирового масштаба, о нем писала европейская и американская пресса. (википедия)
Сразу конечно важно отметить, что там эта история как в википедии не рассказывается, а раз раз разом упоминается, что такая история была и что аудиотур наверно «не совсем о деле Менделя Бейлиса».
Впечатления
Первый раз (23.10.2016) я был весьма впечатлен именно форматом и задумкой. Больше часа в наушниках с эмбиент музыкой в группе людей создают такое состояние погружения и привыкания, что когда я снял наушники мир показался очень неудобным местом. Второй раз (31.12.2016) ощущение было не так выражено, но тоже было.
Сначала я не мог понять идет ли обработка фонового звука в реальном времени потому что часто эти звуки повторяются с теми что в среде и это очень прикольно. Как будто проехал трамвай, а теперь я слышу это с эффектами эха поверх. Это занимало мое внимание какое то время и потом я всё таки понял что это записанная музыка, которая запускается по локациям.
Еще одно интересное ощущение — первый раз наверно из-за прочитанного про Ремоут я думал что голос в наушниках сгенерирован какой то программой. Но второй раз я нигде не услышал в тексте, чтоб такое было. Да Голос говорит «я не человек, я буду говорить то, что придумал автор», но она нигде не говорит что она искусственный голос. Плюс в описании есть имена людей, которые писали рус/укр/англ версии. И звучит это лучше, чем голос из трейлера Ромоут Питер.
Реплики Голоса незаметно запускаются человеком «с книгой в чёрной обложке», который идёт вместе с группой и это создает еще один вау эффект вроде того, что Голос знает когда мы пришли в переход и когда подошли к метро и что вокруг и где машины и вообще что «она с нами тут».
Голос
То, что он в наушниках и почти в голове это создает отличное от обычного театра восприятия куда более близкого воздействия. Я часто замечал что я мой внутренний диалог переплетается с этим голосом, иногда спорит.
И еще из-за наушников я становлюсь как бы немым. Я конечно видел что некоторые иногда переговаривались, но я вот ощущаю большой барьер чтоб говорить кому-то в наушниках.
Это точно не экскурсия в плане рассказа исторических фактов. Обычно голос говорит команды или вопросы. Личные вопросы. Не так ли? Поверни направо. И обращается голос на ты. Внимание! Тебе надо идти прямо.
Переодически есть заигрывание с идей бога и идей голосов других людей, которые указывают и приказывают что делать. Насколько я послушен этому голосу?
Как записан и как говорит голос тут хорошо и тщательно продумано — как я понимаю чтоб создавать специфический опыт отношений.
Группа
Поскольку все слышат одинаковые команды (у немцев они разделяют потом группу на несколько — тут людей меньше и группа всегда одна) и вообще вместе идут и на всех одинаковые наушники (которые выдают организаторы), то можно просить что-то сделать или даже просто стоять и это создает во мне опыт ощущения совместности. И все мы почти одновременно и молча делаем одинаковые действия.
Не только мы идем и наблюдаем мир, а люди вокруг идут/останавливаются и наблюдают нас. Мы стоим у входа в метро. Мы едем в трамваи (у немцев это поездка в метро). Мы заходим в церковь (не знаю как у немцев, а тут не обязательно — я первый раз заходил, а второй раз вообще никто из группы не зашел).
Вот для меня это было то, что хорошо использовано чтобы передать прямой опыт групповой ненависти (Мендель Бейлис был евреем) о котором потом говорится.
Смысл
смещен с сообщения истории и фактажа о каком-то там судебном процессе на «и мы с вами делаем экскурсию под названием» — создание впечатлений или исследование себя.
Хотя это всё очень как то осторожно или невыразительно. Так выходит что вот нет кладбища, о котором мне рассказывали, когда в Москве тебя прям в могилу направляют. И еще у Римини главным действующим лицом становится город. Тут про это вообще не заметно.
В сторону исследования себя: оба раза у меня лично ничего такого не поднималось, хотя это наверно зависит от внутренней работы, умения добавить смыслов своих и кого-то может как-то осеняло.
Голос связывает всякие понятия и предлагает мысли. Обрывочные идеи. Они не банальные, но и не такие, чтоб прям меня осенило или открыло какие-то новые грани. То есть для меня это действо оно было не о чем-то, а о опыте подъема на горку с группой людей под необычную музыку.
Итог
Как видно по всей этой заметке — я не мог не думать: а похоже ли это на Римини Протокол или нет. Я понятия не имею что ж там у немцев кроме того что я посмотрел все эти видео с сайта. А больше не с чем сравнивать не могу. А хочется потому что выглядит у них грандиозно. Но это о формате я.
Больше похоже, что совместилось желание попробовать найденную и доступную нам теперь технологию воздействия с как-то актуально подвернувшейся темой (там какая то конфа было под 100 лет после дела), под которую это можно «продавать». И тема эта с расовой дискриминацией может быть глубокой, но тут акценты ушли в сам формат. Специально или нет — трудно понять.
Это можно назвать медиаинсталяцией в публичном пространстве. Что вышло — очень круто. Было преодолено столько технологических трудностей и столько вложено труда чтоб это создать (музыка и версии на трёх языках). Для локального контекста развития искусства и культуры это еще один важный шаг в сторону мирового сообщества.
Еще о формате тогда уж банальное сравнение со спектаклем — понятно, что не похоже. В спектакле я как зритель максимально пасивен, а тут я максимально активен — куда-то иду, на что-то смотрю, слежу за городом.
Очень странно что это не дискотека, но самая близкая аналогия по ощущениям у меня именно с ней — движения под музыку с группой незнакомых людей.
Майдан, прогулка
Меня радует, что попробовав этот аудиотур, создатели не успокоились и создали компанию (Pic Pic) и планируют новый тур. Теперь по Майдану. Нашей самой актуальной истории на сегодня. И вот тут еще более непонятно насколько формат поглотит тему.
Возможно всё это приведет к тому, что кто-то выкупит права на Remote Kyiv, а может и нет и у нас этой пойдет своим уникальным путем.